Search This Blog

вторник, 3 октября 2017 г.

Древние предки казахов съели свыше 365 000 лошадей.Доктор...

Древние предки казахов съели свыше 365 000 лошадей.Доктор...





Древние предки казахов съели свыше 365 000 лошадей.
Доктор исторических наук профессор Виктор ЗАЙБЕРТ отмечает 70-летие. “КАРАВАН” хотел бы напомнить о самом ярком научном открытии прославленного археолога – древней конной культуре ботайцев, живших на северных территориях современного Казахстана. Одомашнивание лошади – инновация, которую открыли миру ботайцы, факт, доказанный международным научным сообществом.
Виктор Федорович работает в Костанайском государственном педагогическом институте, руководит научно-исследовательским центром археологии и этнологии. В 2017 году исследования на поселении Ботай ведутся в рамках проекта Казахского научно-исследовательского института культуры “Исследование и реконструкция социально-экономических и мировоззренческих контекстов на поселении Ботай”. Не прекращается его сотрудничество с зарубежными коллегами – Копенгагенским центром в области генетики, археологии, с французами, алматинским Институтом общей генетики и цитологии и др. Скоро в авторитетном научном журнале Science выходит большая статья по генетике лошадей, один из авторов которой – собеседник “КАРАВАНА”.
– У меня обязательство о неразглашении результатов этой работы, могу только сказать, что это данные по внутренней проблематике, по вопросам второго порядка, какие виды лошадей использовали ботайцы, и так далее, – говорит Виктор Федорович. – Несколько лет назад мы работали с английскими специалистами в области палеозоологии и археологии над проблемой образа жизни ботайского человека. Как раз первые результаты, касающиеся этой проблематики, выразились в документально-художественном фильме-трилогии Equus режиссера, антрополога Найоби ТОМПСОНА, а также продюсера и генетика, известного общественного деятеля Нурбола БАЙМУХАНА. Это большой международный проект, в котором участвуют канадцы, американцы, немцы, французы, казахстанцы. В конце августа 2017 года на территории Аккольского района Акмолинской области был выстроен для съемок ботайский поселок. Я выступил научным консультантом фильма. Выход его планируется в октябре 2018 года, он будет показан в 60 странах мира.
– До мирового признания одомашнивания лошади в степях Казахстана какие версии были популярными?
– Были версии, что древняя лошадь была одомашнена в Передней Азии, в Украине, России в регионе причерноморских степей. Но они не имели такой доказательной базы, как ботайская культура. Потом в археологии очень важно, чтобы находки находились именно в том месте, где их положили древние люди.
– Будут ли продолжены научные изыскания по данной культуре после открытия близ поселения Ботай музея-заповедника?
– Конечно, мы не прекращаем работу, сейчас готовим полное издание по Ботаю. Теперь перед нами стоит проблема исследования закономерности планировки внутри поселения. В этом году мы вскрываем пять жилищ, и оказывается, что в тех, где жили зимой, имеются специфические материалы. По ним можно увидеть, чем люди занимались в них. В одном очень четко выявляется, что туда заносили тушки пушных зверей, обрабатывали шкуры, шили одежды, – об этом свидетельствует набор инструментов: скребла, скребки, шила, проколки, тупики, иглы.
Прообраз юрты
– Жилища древних ботайцев по форме очень похожи на современные юрты, этому есть объяснение?
– Сегодня в этнографии не только у казахов, на Кавказе, Памире, Алтае и в других регионах Евразии фиксируется архитектурный прием “дарбази”, унаследованный от древних конников-ботайцев. В Казахстане известно подобное жилище “шошала” – многоугольное конусовидное строение без опорных столбов. Конструкцию ботайского жилища мы восстанавливали опытным путем. Мы построили макет в натуральную величину на основе археологических чертежей. И в течение 14 лет наблюдали, как он распадается при условии, что в нем никто не жил. После естественного разрушения постройки мы раскопали руины реконструированного жилища и сравнили стратиграфию древнего и современного. Чертежи совпали. Значит, наше предположение о его архитектурном строении имеет научное основание. Мы поняли, что ботайское жилище, а также юрта явились результатом эврики, а не эволюционного процесса. Это все решалось интуитивно и динамично. Прообразом этой конструкции является обыкновенная корзина, перевернутая кверху дном.
По нашим данным, юрта появляется не в раннем железном веке, а в ботайское время, потому что ботайцы первыми открыли систему джайляу, миграции.
Они откочевывали от базового поселения в сторону Улытау, Торгая, находились там в весенне-летнее время, пока на севере реки очень сильно разливались. А осенью люди возвращались в свои базовые поселения. В них оставалась примерно ¼ часть населения – старики, дети, женщины. Они ремонтировали жилища, заготавливали пищу, им было известно консервирование продуктов. В базовом поселении зимой обитало до 1 500–2 000 человек.
К осени ботайцы возвращались обновленными, на джайляу они заключали браки. И среди более ста жилищ, которые мы исследовали, есть с одним очагом, а также с 3–4.
При переполнении жилища происходила сегментация, то есть отделение в другие постройки. Таким образом, семейные кланы характеризовались как динамичные, в которых нуклеарные малые семьи росли до больших патриархальных, а затем вновь распадались на малые, составляя при этом единство происхождения.
– Как делали ботайцы свои “консервы”?
– Сейчас объясню. Мы нашли идеально круглую яму диаметром более двух метров и глубиной до трех метров. Она доверху была забита лошадиными костями. При забое тушу делили на 4 части, укладывали плотно в яму, закладывали ее камнями, запечатывали наглухо глиной, а сверху разводили костры и жгли их в течение нескольких недель. Так происходила консервация мясной продукции.
Ботайская глина – удивительного качества, она идеально сохраняет кости, как будто только вчера занимались заготовками. Эти домашние консервы брали в дальнюю дорогу.
Мясо лошади и кумыс были у ботайцев основной едой. По данным палеозоологов, они съели за период существования поселения примерно 365 тысяч голов.
Тонны костей были получены из культурного слоя. Было подсчитано количество лошадей – в процентном соотношении от раскопанных жилищ. Чтобы все поселение раскопать, археологам потребуется 250 лет. Из них 37 лет мы уже использовали. Вот такие масштабы у поселения Ботай.
Особо следует рассказать об исследованном жилище на северной окраине поселения. Комплексные физико-химические и археологические исследования показали, что это строение для переработки кумыса и ограда, в которой находились кобылы с жеребятами на время доения.
– Кумысхана?!
– Да. И знаете что интересно? В тесте ботайских глиняных сосудов ученые Бристольского университета нашли жировые молекулы кумыса. Это уже известный факт. Но каким образом они сохранились, если жирность кумыса всего 1,5 процента? Это связано с тем, что для доения использовали постоянно один и тот же сосуд, причем его делали достаточно вместительным, яйцевидной формы, чтобы было удобно держать между коленями. Лошадь очень чувствительна, поэтому хозяйка использовала один и тот же сосуд, запах которого знает животное. Даже в наше время сохранилась традиция использовать для доения специальные ведра, на них есть надпись – “Дойное”.
Смена климата привела к упадку культуры
– По каким причинам произошло угасание ботайской культуры?
– Первый сигнал был связан с повышением температуры на планете – началось это в середине третьего тысячелетия до н. э. Степи стали превращаться в пустыни. В пятом тысячелетии, до этого процесса, травостой Ботая составлял два метра, там была огромная биомасса, обитали миллионы лошадей, а сегодня это потравные степи.
Процесс опустынивания шел также в Северо-Западном Китае, Средней Азии и Африке, при этом он сопровождался деградацией культуры. А в чем она заключалась?
Ботайцы первыми в степях выработали календарный цикл, это и есть культурогенез как система адаптации этносов в окружающей среде, в процессе которой вырабатывались режим откочевывания, погребальные обряды, определенное строение жилища, питание и так далее.
Но поскольку природный и демографический факторы не являлись стабильными, календарные циклы не закрывались, внутри культуры начинался кризис. Древние общества реагировали двумя путями: первый путь – миграция в поисках подобной ботайской экологической ниши, второй – переход на новые культурные и социально-экономические ценности. Трансформация культуры происходила при условии смены идеологических и сакральных ценностей, что сказывалось на смене обрядов и орнаментальной символики.
Ботайцы на протяжении тысячелетия расселились фактически по всему миру, об этом говорят сейчас генетические данные. На депрессионной стадии появляются новые боги – боги Солнца. Также появляется металл – медь и бронза. Эти две составляющие определили перерастание ботайской культуры в культуру эпохи бронзы. Ботай показал, что это не просто археологическая коллекция – это этнографическая археология.
– Виктор Федорович, остались загадки, которые вам, как ученому, не дают покоя?
– Конечно, есть несколько загадок на уровне фантастики. Мы их фиксируем как факты, но над ними не фантазируем. Это прежде всего факт трепанации черепа на живом человеке. После этой операции человек жил с отверстиями в голове, он был гермафродитом, возможно, по этой причине его подвергли экзекуции и назначили, видимо, шаманом. В коллекции есть удлиненная (3 см) бусина с тончайшим отверстием до 0,1 см. Когда мы просветили под микроскопом входные отверстия, то внутри оказалось пространство в виде биконической формы. Каким образом, по какой технологии это сделано – для нас большая загадка.
Таинственным является то, что вторые фаланги передних конечностей лошади орнаментированы различными геометрическими нарезками – треугольниками, кругляшками и так далее. Моя американская коллега Сандра Олсен, которая изучала ботайские изделия из кости, сделала модель платья из этого рисунка. Такие платья могли носить ботайцы.
Я же предполагаю, что это связано с определенными знаковыми системами типа тамги. Любая графика имеет три составляющие – сам рисунок, функцию и арифметику. Если по трем системам проанализировать эти рисунки, тогда, может, получится узнать их основное назначение. Но пока этого еще не сделано.
АЛМАТЫ
Оригинал материала
https://www.caravan.kz/


Комментариев нет:

Popular last month