Search This Blog

четверг, 3 мая 2018 г.

Зрелость Личности


Зрелая Личность по  А́брахам Ма́слоу  




Зрелая Личность по  А́брахам Ма́слоу    Абрахам Маслоу полагал, что такие личности составляют около 1% населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.   Более адекватное, чем у других, восприятие действительности, свободное от влияния основных потребностей, стереотипов, предрассудков. Проявлен особый интерес к неизведанному. Принятие себя и других такими, какими они являются, отсутствие искусственных, хищных форм поведения. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы. Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству, что не отражается на постоянстве их хорошего настроения. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я. Чувство общности с человечеством в целом. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют доброе и злое. Ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое (полезное/неполезное). Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.




Абрахам Маслоу полагал, что такие личности составляют около 1% населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.







  • Более адекватное, чем у других, восприятие действительности, свободное от влияния основных потребностей, стереотипов, предрассудков. Проявлен особый интерес к неизведанному.

  • Принятие себя и других такими, какими они являются, отсутствие искусственных, хищных форм поведения.

  • Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.

  • Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.

  • Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству, что не отражается на постоянстве их хорошего настроения.

  • Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

  • Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.

  • Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.

  • Чувство общности с человечеством в целом.

  • Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.

  • Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

  • Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют доброе и злое. Ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.

  • «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.

  • Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.

  • Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое (полезное/неполезное). Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.




А́брахам Ма́слоу  считал, что 


все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты





  • Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.

  • Принятие (себя, других, природы).

  • Непосредственность; простота; естественность.

  • Сосредоточенность на проблеме в противоположность эго-центрированности.

  • Способность обособиться; потребность в уединении.

  • Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.

  • Сохраняющаяся свежесть восприятия.

  • Мистический и вершинный опыт.

  • Чувство общности с другими (нем. Gemeinschaftsgefühl)

  • Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.

  • Демократичность.

  • Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.

  • Философский, незлобный доброжелательный юмор.

  • Креативность.

  • Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.




А́брахам Ма́слоу  


известный американский психолог, 


основатель гуманистической психологии










Abraham Maslow


 Родился 1 апреля 1908, Нью-Йорк

Скончался 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния

скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет



Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).


Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.



Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма верна, бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви. 





Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.


Ступени (снизу вверх):


1. Физиологические


2. Безопасность


3. Любовь/Принадлежность к чему-либо


4. Уважение


5. Познание


6. Эстетические


7. Самоактуализация


Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самоактуализации» (Потребность в личностном росте)













  • Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения.

  • Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. 

  • Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.




 Самоактуализация




Самоактуализа́ция (от лат. actualis — действительный, настоящий; самовыражение) — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.



  • Потребности

  • Гуманистическая психология

  • Счастье




В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человеку возможно реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие».






Маслоу А. Мотивация и личность  Motivation and Personality / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с. — 4000 экз. — ISBN 5-80710016-6.








  • Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. 

  • Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны.

  •  Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации.



Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.




Развивая эти идеи, Маслоу начинает считать рамки гуманистической психологии ограниченными и в последние годы жизни участвует в попытке создания новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии, получившей, впрочем, весьма ограниченное научное признание.




Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста.




Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:






  • Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.

  • Принятие (себя, других, природы).

  • Непосредственность; простота; естественность.

  • Сосредоточенность на проблеме в противоположность эго-центрированности.

  • Способность обособиться; потребность в уединении.

  • Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.

  • Сохраняющаяся свежесть восприятия.

  • Мистический и вершинный опыт.

  • Чувство общности с другими (нем. Gemeinschaftsgefühl)

  • Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.

  • Демократичность.

  • Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.

  • Философский, незлобный доброжелательный юмор.

  • Креативность.

  • Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.






К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.




 Теория человеческой мотивации  Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004. — Гл. 4.



Комментариев нет:

Popular last month