Языческий храм Гарни расположен среди идиллического пейзажа на отроге скалы и выглядит точь-в-точь, как в школьном учебнике по истории. Ряд из шести строгих колонн, девять ступеней, треугольный тимпан над входом, а внутри – холодная одинокая комната. Если здесь когда-то и проводились кровавые ритуалы, то больше 20 человек внутри храма при этом не присутствовали. Наверное, внутрь тесной комнаты допускались только жрецы.
Храм сложен из блоков гладкотесанного базальта. Камни длиной около двух метров, скреплены скобами и штырями. Xрам выстроен в эллинистических архитектурных формах. По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность. Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники. Xрам по всей своей композиции является периптером. План представляет собой прямоугольный зал с портиком, снаружи он окружен колоннами. Детали храма, в отличие от единообразия, имеющего место в греко-римских сооружениях, разработаны с многообразием, присущим местному искусству. В орнаменты наряду с многочисленными вариантами акантового листа введены армянские мотивы: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Резьба по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров. В прямоугольное святилище, перекрытое сводом, ведут неглубокие сени, вход украшен богато орнаментированным наличником.
Руины храма Святого Сиона (VII в.)
В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966—1976 г. Возле храма сохранились остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке. Дворцовый комплекс находился на южной, удаленной от входа, части крепости. На северной же крепостной территории размещались царское войско и обслуживающий персонал. К западу от храма, у края обрыва, помещался парадный зал. С севера к нему примыкал двухэтажный жилой корпус. Сохранившиеся на штукатурке следы розовой и красной краски напоминают о богатом убранстве жилых и парадных покоев дворца. Здание бани включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой.
В XIX веке развалины храма привлекали к себе внимание многочисленных ученых и путешественников, таких как Шарден, Мориер, Кер-Портер, Телфер, Шантр, Шнаазе, Марр, Смирнов, Романов, Буниатян, Тревер, Манандян. Французский ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году попытался с приблизительной точностью сделать проект реконструкции храма. В конце XIX века возникла идея перевезти все детали храма в Тифлис — центр Кавказского наместничества и сложить здесь перед дворцом царского наместника. К счастью, эта затея провалилась из-за отсутствия соответствующих средств перевозки.
В начале XX века проводились археологические работы по обнаружению деталей и обмерам храма небольшой экспедицией под руководством Н. Я. Марра. В начале 30-х годов главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян обследовал Гарнийский храм и уже в 1933 году дал проект реконструкции его первоначального вида. Вопрос восстановления языческого храма в Гарни интересовал и академика И. А. Орбели. В середине 1960-х годов работы по восстановлению были поручены архитектору А. А. Саиняну. Через несколько лет кропотливой работы гарнийский храм был полностью восстановлен в 1976 году.
Алтарь
Устройство пола в бане
ТАМ мои Мысли, Рассуждения, Размышления
плейлист фильмов
Пирамиды и Мегалиты Артефакты нашей Земли Тэрра
плейлист
Мужской монастырь Гехард.
официальная информация
нажмите на фото чтобы увеличить
Гехард – один из древнейших монастырей Армении. Его сооружения частично вырезаны в скале. Внутри главного храма очень темно: освещением служит лишь узкое отверстие в куполе и свечи. Основной объём храма был пристроен к тем притворам, что находятся в скале. На стенах скалы вырезаны такие же древние армянские символы, что и на хачкарах – больших расписных надгробных камнях.
В древности Гехард называли Айриванк, то есть “пещерный монастырь”. Здесь хранилось копьё, которым, согласно поверью, пронзили Иисуса Христа на Кресте. Священное копьё ныне хранится в монастыре Эчмиадзин.
В 2000 году ЮНЕСКО внесло монастырь Гехард в список всемирного культурного наследия за исключительную сохранность армянского средневекового монастырского комплекса и богатую коллекцию хачкаров.
Гехард был основан в IV веке на месте священного источника, вытекающего из скалы. Главная церковь была построена в XIII веке. Рядом с монастырём протекает горная река Азат. Через реку переброшен живописный каменный мост.
Комментариев нет:
Отправить комментарий